На главную
Карта сайта
Электронная почта
Добавить в избранное
Сделать стартовой
"Гимн Рунета" (mp3, 4.64 Мб)
О PR-агентстве Гимн на дом
Международник.Ру
НОВОСТИЖУРНАЛОБЗОР ПРЕССЫГОСТЬ ПОРТАЛАПУТЕШЕСТВИЯДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
• Счастливый Кавказ покоряет Кремль
   // БАТАШЕВ Анатолий Геннадьевич
• Лео Бокерия: «Я не говорю, что завтра, но когда-то в обозримом будущем проблема врожденных пороков сердца, безусловно, должна быть решена в РФ»
   // КОВАЛЕВ Анатолий Владимирович
• Реформа/ Болонский процесс: что он дает студентам?
   // ГРИНЧЕНКО Евгений
• Палач по Иерусалиму
   // ТРУБКИН Антон
БЕККИН Ренат Ирикович
Преподаватель кафедры ЮНЕСКО
МГИМО (у) МИД РФ
ЖУРНАЛ
 Распечатать

Европейский парламент как индикатор процесса европейской интеграции (к итогам выборов 2004 года)

2005-01-23 16:11:34

На сегодняшний день Европейский парламент состоит из представи­телей 25 стран-членов Европейского союза, которые выбирают своих представителей путем всеобщего, равного и тайного голосования. По результатам выборов оказалось, что в большинстве стран ЕС пора­жение потерпели правящие силы, неплохие результаты показали ев­ро­скептические партии как «старых» стран ЕС, так и стран-«но­вич­ков». В условиях расширения политического пространства дея­тель­ность Парламента сможет придать новый импульс идее евро­пейской интеграции. 

Общие принципы и особенности электорального процесса в ЕС

Соглашение, предполагавшее создание совместного Парламента стран-подписантов, являлось частью Трактата о Европейском объедине­нии угля и стали, положившего начало Европейскому союзу. Первый Европейский парламент состоял из 68 депутатов, делегируемых нацио­нальными парламентами стран-подписантов соглашения. Установочная сессия, в которой приняли участие 142 депутата, прошла 20 марта 1958 го­да, во время которой и было принято название «Европейское парла­мен­тарное собрание», которое 30 марта 1968 года превратилось в «Ев­ропей­ский парламент».

На сегодняшний день Европейский парламент состоит из представи­телей 25 стран-членов Европейского союза, которые выбирают своих депутатов путем всеобщего, равного и тайного голосования (этот прин­цип начал работать с сентября 1976 года). Количество европарламента­риев обусловлено численностью населения каждого конкретного госу­дарства ЕС. Особенностью выборов в Европейский парламент является сохранение специфических черт национальных электоральных систем: каждое государство само определяет формулу проведения выборов, чет­кие сроки их проведения (общая директива указывает на 4 дня в июне каждые 5 лет) и т. д. Избирательное законодательство, регламентирую­щее выборы в Европарламент, во многом базируется на национальных электоральных системах, сложившихся в странах Европейского союза. В то же время неоднократно декларировалось стремление разработать единые принципы проведения выборов для всех стран, делегирующих своих представителей в Европейский парламент.

Во всех странах ЕС применяются разные вариации на тему пропор­циональных выборов, что означает участие в выборах не индивидуаль­ных кандидатов, но партий и объединений, избирательных блоков и коалиций. Во Франции и Германии порог для политических партий, из­бирательных коалиций или блоков составляет 5 %, в Австрии – 4 %, Польше – те же максимально допустимые 5 %. Электоральный цикл со­ставляет 5 лет, организаторами выборов выступают государственные избирательные комиссии либо иные полномочные органы стран ЕС.

Мандат европейского парламентария нельзя совмещать с государст­венной службой (включая посты в правительстве) и мандатом нацио­нального парламента. Парламентарии являются представителями наро­дов стран Европейского союза, они не связаны никакими инструкциями избирателей или стран (применяется т. н. принцип «свободного ман­дата»), их нельзя отозвать. Утрата статуса возможна либо вследствие смерти депутата, либо по причине добровольного отказа самого парла­ментария.

Право быть избранным (пассивное избирательное право) имеет кан­дидат, которому самое позднее в день голосования исполнилось от 18 до 25 лет, в зависимости от страны. Еще одной особенностью выборов яв­ляется возможность делегирования в Европарламент от каждой кон­кретной страны граждан других стран ЕС. В таком случае во многих странах (например, Люксембург или Польша) применяется «ценз осед­лости» в 5 лет. В свою очередь граждане стран ЕС имеют право голосо­вания за кандидатов на территории государства ЕС, гражданами кото­рого они не являются, также при исполнении ими «ценза оседлости». Вопрос о подтверждении полномочий новоизбранного депутата реша­ется на специальном заседании Европарламента, который опирается в своем решении на мнение избирательных комиссий стран ЕС.

Многие страны (например, Австрия, Дания, Португалия или Голлан­дия) гарантируют своим избирателям право принять участие в выборах в Европарламент только на территории Европейского союза. В то же время некоторые страны ЕС организуют избирательные участки на тер­ритории дипломатических представительств вне ЕС, как это имело ме­сто в Генеральном консульстве Республики Польша в Калининграде в 2004 году. В некоторых странах, таких как Бельгия и Люксембург, уча­стие в выборах является обязательным, «уклонисты» караются денеж­ным штрафом. 

Парламентарии и партии

Численность первого полноценного и полноправного Европарла­мента составила 142 депутата, по завершении процесса расширения в 2004 году составила 732, а после предполагаемого расширения ЕС в 2007 году численность представителей народов Европейского союза увеличится до 786 (табл. 1). Что любопытно, европарламентарии нахо­дятся на содержании своих стран и получают соответствующее возна­граждение (равное вознаграждению члена национального парламента) из государственного бюджета. Вознаграждение европарламентария про­порционально степени его участия в работе парламента и в случае не­участия в сессиях и пленарных заседаниях может быть снижено. 

Таблица 1

Изменение численности депутатов Европейского парламента, 1958 – 2004 гг.

Страна 1958 1973 1979 1981 1986 1992 1995 1999 2004
Германия 36 36 81 81 81 99 99 99 99
Франция 36 36 81 81 81 87 87 86 78
Италия 36 36 81 81 81 87 87 87 78
Бельгия 14 14 24 24 24 25 25 25 24
Голландия 14 14 25 25 25 31 31 31 27
Люксембург 6 6 6 6 6 6 6 6 6
Великобритания - 36 81 81 81 87 87 87 78
Дания - 10 16 16 16 16 16 16 14
Ирландия - 10 15 15 15 15 15 15 13
Греция - -

-

24 24 25 25 25 24
Испания - - - - 60 64 64 64 54
Португалия - - - - 24 25 25 25 24
Швеция - - - - - - 22 22 19
Австрия - - - - - - 21 21 18
Финляндия - - - - - - 16 16 14
Польша - - - - - - - - 54
Чехия - - - - - - - - 24
Венгрия - - - - - - - - 24
Словакия - - - - - - - - 14
Литва - - - - - - - - 13
Латвия - - - - - - - - 9
Словения - - - - - - - - 7
Эстония - - - - - - - - 6
Кипр - - - - - - - - 6
Мальта - - - - - - - - 5
Всего 142 198 410 434 518 567 626 626 732

Источник: Wybory do Parlamentu Europejskiego. Warszawa, 2004. S. 11. 

После расширения 2004 года в Европейском парламенте сократилось число представителей всех стран, кроме Германии и Люксембурга, со­хранивших количество своих депутатов. Среди стран-новичков наи­большее представительство имеет Польша (54 мандата), наименьшее – Мальта (5 мандатов). Любопытным является сопоставление количества европейских парламентариев, приходящегося на 100 000 жителей стран ЕС. Принимая во внимание сведения о численности населения на 2003 год, ситуация выглядит следующим образом (табл. 2):

Таблица 2

Соотношение количества мандатов на каждые 100 000 жителей стран ЕС, 2004 г.

Страна

Кол-во мандатов

на 100 тыс. чел.

Германия 0,12
Франция 0,13
Италия 0,13
Бельгия 0,21
Голландия 0,16
Люксембург 1,33
Великобритания 0,13
Дания 0,25
Ирландия 0,32
Греция 0,21
Испания 0,13
Португалия 0,24
Швеция 0,21
Австрия 0,23
Финляндия 0,28
Польша 0,13
Чехия 0,24
Венгрия 0,24
Словакия 0,25
Литва 0,37
Латвия 0,36
Словения 0,35
Эстония 0,40
Кипр 0,75
Мальта 1,25
Среднее 0,33

По материалам ЕВРОСТАТ и официального сайта Европарламента. 

Таким образом, в среднем на каждые 100 000 жителей ЕС прихо­дится 0,33 мандата. Самый высокий коэффициент – у Люксембурга (1,33), самый низкий – у Германии (0,12), которая имеет больше всех депутатов – 99.

В Европейском парламенте депутаты объединяются не по принад­лежности к какому-либо государству, но на основе интересов – по пар­тийному принципу, образуя политические группы (табл. 3). По регла­менту Европарламента прошлого созыва (1999 – 2004) группу могли создать по меньшей мере 23 депутата из двух стран, 18 депутатов из трех стран, 14 депутатов из четырех стран и более. В то же время регла­мент допускает статус независимого депутата. Политическая группа об­ладает рядом полномочий, среди которых можно выделить право вы­двигать кандидатуры на посты Председателя (Спикера) Европарла­мента, его заместителей, руководителей и заместителей парламентских комиссий. Группы участвуют в подготовке повестки дня парламентских сессий, имеют право делегировать своих кандидатов на заседания Кон­вента (руководителей парламентских групп), принимать участие в меж­парламентских группах и в официальных визитах.

Таблица 3

Политические группы в Европейском парламенте 1999 – 2004 гг.

Используемая

аббревиатура

Состав группы
EPP-ED Группа Народной партии Европы(Христианские демократы) и Европейских демократов(христианско-демократические партии, правоцентристы, в т.ч. британские консерваторы)
PES Группа Партии европейских социалистов(социалисты, социал-демократы)
ELDR Группа Европейской партии либералов, демократов и реформаторов(лидерами группы являются британские либералы)
GREENS/EFA Группа "Зеленые/Европейский свободный альянс"(партии "зеленых" из 11 стран ЕС, партии, представляющие национальные меньшинства и регионы Уэльса, Шотландии, Страны Басков, Финляндии, Галиции и Андалусии)
EUL/NGL Конфедеративная группа Единых европейских левых и "Зеленых" левых Скандинавии(коммунисты Франции, Греции и Португалии, левые партии "зеленого" толка)
UEN Группа "Союз за Европу наций"(противники усиления интеграционных процессов из Франции, Ирландии, Португалии и Италии) 
EDD Группа "Европа демократии и многообразия"(евроскептически настроенные представители Ирландии, Франции и Дании)
NI Независимые(представители Бельгии, Австрии, Ирландии, Франции и Италии)

Источник: Wybory do Parlamentu Europejskiego. Warszawa, 2004. S. 13.  

Выборы в Европейский парламент 2004 года: идея интеграции против идеи дезинтеграции?

Выборы 2004 года проходили в 25 странах ЕС в период с 10 по 13 июня. В воскресенье, 13 июня, выборы прошли в 19 странах. Специаль­ным решением Европейского парламента было установлено, что выборы пройдут с применением пропорциональной системы, при допущении ис­пользования либо традиционных партийных списков, либо принципа STV (Single Transferable Vote). Принцип STV заключается в том, что из­бира­тель должен сам проставить приоритетность кандидатов в партий­ном спи­ске. Был подтвержден максимальный избирательный порог в 5 % для всех стран, равно как и возможность для государств самостоя­тельно определять максимальный бюджет кампании для всех её участ­ников.

В 2004 году впервые проходили выборы такого масштаба, охватив­шие 338 миллионов избирателей из 25 стран, в том числе и 10 новых стран членов Европейского союза. Стоит напомнить, что число евро­парламентариев использовалось в качестве предметов торга во время переговоров о вступлении 10 кандидатов в ЕС. К примеру, Польша с помощью поддержки Испании сумела обеспечить себе 4 дополнитель­ных мандата практически без встречных уступок, в то время как Чехия и Венгрия заплатили за несколько дополнительных мандатов свою цену в других пунктах переговорного процесса.

Во время избирательных кампаний ни со стороны участников, ни со стороны контрольных органов, органов правопорядка всех стран Евро­пейского союза не поступало информации о нарушениях, которые могли существенно повлиять на исход выборов. Сообщалось о мелких инци­дентах в Латвии и Польше, Венгрии и Англии. Любопытным является факт хищения в некоторых странах с избирательных участков нацио­нальных флагов, что было, связано скорее всего, с проходящим в это же время чемпионатом Европы по футболу в Португалии.

По результатам выборов оказалось, что в большинстве стран ЕС по­ражение потерпели правящие силы; неплохие результаты показали ев­роскептические партии как «старых» стран ЕС, так и «стран-новичков». Стоит прокомментировать итоги выборов для оппозиции и правящих сил в некоторых странах:

· Германия: социал-демократы получили 21,5 % голосов – худший результат за последнее время. Оппозиционный ХДС набрал 44,5 %.

· Франция: правоцентристский Союз за народное движение набрал всего 16,6 % голосов, в то время как оппозиционные социалисты взяли 28,9 %.

· Великобритания: первое место заняли тори с 27,4 % голосов, за ними следуют лейбористы с 22,3 %. Впервые в истории две ведущие партии вместе набрали менее 50 % голосов, что свидетельствует о по­вышении фрагментации партийной системы. Сторонники немедленного выхода Великобритании из ЕС – «Партия независимости Объединен­ного Королевства» – получили 17 % голосов.

· Польша: в самой большой из новых стран-членов ЕС явка избира­телей составила меньше 20 %, что стало следствием роста недоверия к политическим элитам и неготовности политических сил привлечь изби­рателей на выборы. Правящая левоцентристская коалиция – Союза де­мократических левых сил и Союз труда – получила всего 9 % голосов.

· Италия: партия премьер-министра Сильвио Берлускони «Форца Италиа» удержала лидерство, однако электоральная сила партии упала по сравнению с парламентскими выборами 2001 года с 29,4 до 21 %.

· Испания: у правящих социалистов 43,7 % голосов, у правоцентри­стской Народной партии Хосе Мариа Аснара, недавно потерпевшей по­ражение на парламентских выборах, – 40,8 %. Такая ситуация является следствием существующего кредита доверия со стороны избирателей недавно сформированному левому кабинету.

Общая явка составила 45,3 %, в то время как тревожной для идеи ев­ропейской интеграции стала явка в новых странах ЕС, в среднем соста­вившая 26,4 % избирателей, несмотря на тот факт, что среди новичков оказались и рекордсмены по явке: Мальта – 82 % и Кипр – 71,2 %.

Вероятное распределение мест в Европарламенте отражают данные таблицы 4.

Таблица 4 

Распределение мест в Европарламенте по фракциям и странам, 2004(прогноз)

Страна EPP-ED PES ELDR EUL/NGL GREENS/EFA UEN EDD Неприсоединившиеся Всего
Австрия 6 7 - - 2 - - 3 18
Бельгия 7 7 5 - 2 - - 3 24
Венгрия 13 9 2 - - - - - 24
Великобритания 28 19 12 - 5 - 12 2 78
Германия 49 23 7 7 13 - - - 99
Греция 11 8 - 4 - - - 1 24
Голландия 7 7 5 2 2 - 2 2 27
Дания 1 5 4 2 - 1 1 - 14
Испания 23 24 1 1 5 - - - 54
Ирландия 4 2 - - 1 4 - 2 13
Италия 28 16 8 7 2 9 - 8 78
Кипр 2 - 1 2 - - - 1 6
Латвия 3 - 1 - 1 4 - - 9
Литва 3 2 3 - - - - 5 13
Люксембург 3 1 1 - 1 - - - 6
Мальта 2 3 - - - - - - 5
Польша 18 8 4 - - 7 - 17 54
Португалия 7 12 - 2 - 2 - 1 24
Словакия 8 3 - - - - 3 14
Словения 4 1 2 - - - - - 7
Франция 28 31 - 3 6 - - 10 78
Финляндия 4 3 5 1 1 - - - 14
Чехия 11 2 - 6 - - - 5 24
Швеция 5 5 3 2 1 - - 3 19
Эстония 1 3 2 - - - - - 6
Всего 276 201 66 39 42 27 15 66 732

Источник: Официальный сайт Европейского парламента

http://www.elections2004.eu.int/ep-election/sites/da/results1306/parties.html

Традиционно непросто расположить политических акторов, исходя из идеологической дистанции по спектру правые-центр-левые. Прини­мая во внимание факт известной декларативности программ политиче­ских партий, участвовавших в выборах в Европарламент, эксперты ЕС разместили фракции в политическом спектре следующим образом:

Распределение мест в Европарламенте между фракциями по итогам выборов, прогноз 2004 г.

Источник: Официальный сайт Европейского парламента

http://www.elections2004.eu.int/ep-election/sites/pl/results1306/graphical.html

Комментируя итоги выборов в Европейский парламент 2004 года, Адам Шосткевич, известный польский публицист влиятельного ежене­дельника «Политика» вполне справедливо предсказывает маргинализа­цию традиционного противостояния левых и правых сил. Новое проти­востояние в Европейском парламенте будет проходить по оси еврооп­тимисты-евроскептики[1]. Евроскептики активно критиковали евробюро­кратию и коррупцию, укоренившихся в брюссельских и страсбургских коридорах, – в качестве примера можно привести голландца Паула ван Боутенена и его группу «Прозрачная Европа». Некоторые представи­тели стран-новичков относятся к идее более тесной интеграции в рамках ЕС довольно настороженно – прежде всего чешская Гражданская демо­кратическая партия в своих предвыборных программах называла Евро­пейский союз «необходимым злом». Пикантности ситуации придает тот факт, что лидером этой партии является нынешний президент Чешской Республики Вацлав Клаус[2].

Стоит заметить, что евроскептики во многих странах использовали лозунги необходимости однозначного роспуска Европейского союза или выхода своей страны из ЕС. В качестве примера можно привести Пар­тию независимости Объединенного Королевства (лидер – Роберт Кил­рой-Силк) или Лигу польских семей (лидер – Роман Гертых).

Вполне предсказуем вариант консолидации новых евроскептических сил и создание новой фракции в Европарламенте. По различным оцен­кам, в условно называемую «No-grup» могут войти кроме Партии неза­висимости Объединенного Королевства еще и шведский «Июньский список», а также вышеупомянутая Лига польских семей.

Неопределённости добавляют неприсоединившиеся 66 европарла­ментариев, которые, по оценке Шосткевича, могут усилить позиции ев­роскептиков Йенса Петера Брнде, а также традиционно антиевро­пейски настроенных (по разным идеологическим причинам) крайне правых и коммунистов. В то же время относительно сильная позиция евроскепти­ков в парламенте ЕС имеет и свою позитивную сторону. Более острая политическая дискуссия значительно оживит некогда размеренную жизнь европарламента, вызовет дополнительное внима­ние СМИ, что предопределит более четкое самоопределение избира­телей по той или иной стороне. Вместе с тем такое положение вещей не грозит превра­щением европарламента в антиинтеграционную структуру – все евро­скептики разнообразнейшего толка в сумме не соберут и 30 % от общего числа мест.

Для осознания далеко идущих изменений в политической системе стран необходим анализ первого электорального цикла Европарла­мента и влияние активности политических партий и группировок в Европей­ском парламенте на развитие политического пространства в стране. Вместе с тем вступление 10 новых стран в Европейский союз и расши­рение политического пространства для релевантных акторов, появление нового политического пространства будут способствовать преодолению посткоммунистического характера партийной системы, а именно ликви­дации противостояния «посткоммунисты – демократи­ческая оппозиция» и усиление противостояния по оси «еврооптими­сты» – «евроскептики», дальнейшей деидеологизации политического процесса.

Усиление влияния скептически настроенных политических акторов в масштабах Европейского союза повлечет за собой консолидацию сил «еврооптимистов». Необходимость противопоставления антибюрокра­тической и антиинтеграционной риторике заставит (все еще сохраняю­щих парламентское большинство) сторонников более тесной интегра­ции в рамках ЕС форсировать прохождение законов, направленных на ускорение интеграционного процесса. 

Библиография

1. Европейский Союз / Институт Европы РАН. – М.: Деловая литература, 2003. – 288 с.

2. A modern guide to the European Parliament / Martin Westlake. London: Pinter Publishers, 1994. – 302 s.

3. Adam Szostkiewicz. Jak wyleczyć eurokrata? // Polityka. 2004. N 26 (2458).

4. Choice and representation in the European Union / Roger Morgan, John Fitzmaurice, Hugh Dykes. – London: The Federal Trust for Education and Re­search, 2003. – (The Federal Trust series. Future ot European Parliamentary De­mocracy). – 153 s.

5. Democracy in the European Union theory, practice and reform / Alex War­leigh. London: SAGE Publications, 2003. – 155 s.

6. Europe at the Polis. The European Elections of 1999/ red. Pascal Perrineau, Gerard Grunberg, Colette Ysmal. – New York: Palgrave, 2002. – (Europe in Tran­sition: The NYU European Studies Series). – 318 s.

7. Fact sheets on the European Parliament and the activities ot the European Union / European Parliament. – Luxembourg: OOPEC, 1994. – 470 s.

8. lnstitutional challenges in the European Union / red. Madeleine O. Hosli, Adrian van Deemen, Mika Widgren. – London: Routledge, 2002. – (Routledge ad­vances in European politics). 270 s.

9. The European Parliament / David Judge, David Earnshaw. – New York: Pal­grave, 2003. – (The European Union Series). – 355 s.

10. The European Parliament's role in closer EU integration / Richard Corbett. – New York: Palgrave, 2001. – 423 s.

11. The members ot the European Parliament. Fifth parliamentary term 1999 – 2004 / European Parliament. – Luxembourg: OOPEC, 2001. – 353 s.

12. List of members of the Bureau, Parliament, political groups, committees and interparliamentary delegations / European Parliament. – Luxembourg: OOPEC, 2003. – 218 s.

13. Wybory do Parlamentu Europejskiego. Zasady i wyniki głosowania / Elżbi­eta Dydak. Warszawa: Wydawnictwo Naukowe SCHOLAR, 2003. – 191 s.

14. Wybory do Parlamentu Europejskiego / Urząd Komitetu Integracji Europe­jskiej. – Warszawa, 2004. – 40 s.

15. Wybory do Parlamentu Europejskiego w 2004 roku. Polacy też mogą wy­bierać / red. Jurgen Wahl. Gliwice: Wydawnictwo «Wokół nas», 2002. – (Europe­jska Dokumentacja; 4). – 98 s.

---------------------------------------

[1] Szostkiewicz А. Jak wyleczyć eurokrata? // POLITYKA. 2004. N 26 (2458).

[2] Petralak V. Czesi euroskeptikami // Stosunki miedzynarodowe. 2004. 14. 06.

Политика53
Общество61
Культура20
Экономика15
История международных отношений20
Речи и выступления11
Образование4
Юбилей1
Здоровье4
Болонский процесс1
Ближний Восток7
МАГАТЭ1
Светская хроника3
Безопасность3
Благотворительность3
МИД РФ1
Феминизм1
02.02 Сергей Лукьяненко. Про уезжающих и отъезжающих...
07.01 МИД России высмеял "свободный и справедливый характер" грузинских выборов
07.01 РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
02.01 Алексей Богатуров: Технологии GR - нормальный тип взаимодействия государства и бизнеса
02.01 Британский МИД рекомендует воздержаться от поездок в Кению
02.01 Жак Рогге рассказал о причинах выбора Сочи столицей Олимпиады-2014
02.01 Камынин призвал эстонскую прокуратуру наказать виновных в убийстве россиянина
02.01 Путин назвал "Красную поляну" первой ласточкой Олимпиады-2014
02.01 Россия чествует друзей
02.01 «Недетские игры» - прошла традиционная встреча стипендиатов Фонда Потанина
  Все новости
Рубрики:
Общество | Политика | История международных отношений | Культура | Экономика | Речи и выступления | Образование |

Горячие темы:
Юбилей | Здоровье | Болонский процесс | Ближний Восток | МАГАТЭ | Светская хроника | Безопасность | Благотворительность | МИД РФ | Феминизм |

ЖУРНАЛ
ОБЗОР ПРЕССЫ
ГОСТЬ ПОРТАЛА
ОБРАЗОВАНИЕ
ПУТЕШЕСТВИЯ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
О проекте
АРХИВ
СТРАНИЦА ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ
Форумы
Наши авторы
Архив
СМИ о МО
Журналисты-международники
Гостевая книга
Поиск по сайту:
Логин:
Пароль:
АРХИВ
Дипломатический словарь
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я и
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z «
 
Форумы  |  Наши авторы  |  Архив  |  СМИ о МО  |  Журналисты-международники  |  Гостевая книга
 
© "Международник.Ру" 2004–2006
Лицензия Росохранкультуры Эл ФС 77-20365 от 03.04.2005 г.
Лицензия Росохранкультуры ПИ ФС 77-19567 от 03.04.2005 г.
Учредитель: ООО «Международник», агентство PR и информации
О проекте | Требования к материалам | Реклама | Наши кнопки
Автор идеи и издатель: Анатолий Баташев
Письмо в редакцию: [email protected]
Хостинг: kabbalk.ru
Прием: Опечаток
Rambler's Top100